Ревизия: Авиарейс «Москва — Псков»

3 октября 2018

Псковская область при уникальном географическом положении, о котором на всевозможных форумах и совещаниях не говорит только ленивый, долгое время умудрялась сохранять статус «медвежьего угла», лишь время от времени ненадолго выныривая в цивилизацию. При отсутствии регулярного авиасообщения со столицей трудно говорить об инвестиционной привлекательности региона, а вплоть до сегодняшнего дня добраться в Псков из Москвы (или наоборот) — это значило день проблем, потраченное время, нервы и масса неудобств. Корреспондент Псковского агентства информации стала одним из первых пассажиров стартовавшего 2 октября рейса «Москва — Псков», лично убедившись в удобстве аэропорта «Внуково» и комфортабельности самолета Sukhoi Superjet 100.

11-часовая поездка в поезде, пусть и трижды фирменном, при современном темпе жизни для большинства выглядит архаизмом. Тратить от 9 до 14 часов на автомобиль или автобус и дышать московскими пробками тоже согласится не каждый, особенно это касается путешествующих с детьми. Даже самых отчаянных любителей старины или потенциальных инвесторов, для которых время — деньги, отпугнёт перспектива провести в дороге такое неприличное количество часов. Неоднократно гендиректор особой экономической зоны «Моглино» Ольга Торбич удручённо рассказывала, что как только представители крупных компаний слышали об отсутствии авиасообщения по маршруту Москва — Псков, то моментально теряли интерес к обсуждению светлого инвестиционного будущего Псковской области.

2 октября досадное недоразумение в виде авиационной изоляции региона удалось устранить. Стараниями Губернатора Михаила Ведерникова при содействии руководства авиакомпании «Азимут» возобновилось прерванное год назад авиасообщение между Псковом и столицей. Полёты будут совершаться три раза в неделю — по вторникам, четвергам и воскресеньям. Вылет из Москвы (аэропорт «Внуково») — в 12:00, прибытие в Псков — в 13:20. Обратное отправление — в 16:00, прилет в Москву — в 17:20. Такое расписание, скорее всего, будет временным. Председатель совета директоров авиакомпании «Азимут» Павел Удод в очередной раз анонсировал, что с марта перелёты станут ежедневными, время прилёта в Псков изменится на более удобное. Лайнер будет прибывать в 21:00—22:00, а отправляться в столицу в 6:30—7:00. То есть по неотложному делу в Москву можно будет слетать по принципу «одна нога здесь, другая — там».

Чтобы на себе прочувствовать контраст и сравнить сразу несколько способов перемещения в пространстве, вечером 1 октября псковские журналисты, не щадя сна своего, отправились в столицу на микроавтобусе. Восемь не самых лучших часов жизни остались на ночной трассе, ещё час отобрал московский кольцевой ад: пробки на шести полосах начинаются уже в районе семи-половины восьмого утра, и в салон медленно, но верно просачиваются выхлопные газы.

Так получилось, что до утра 2 октября во «Внуково» никто из прибывших в Москву не бывал, но сориентироваться здесь оказалось очень просто. Навигация доходчивая и логичная, на виду — стойка информации.

Перед регистрацией на первый рейс «Псков — Москва» под номером А4 437 во «Внуково» прошла торжественная церемония открытия нового направления. Заместитель генерального директора аэропорта Антон Кузнецов пожелал компании-перевозчику развития маршрута «в чудесный город Псков», а пассажирам — комфортных перелётов на борту отечественного самолёта Sukhoi Superjet 100.

Генеральный директор АО «Авиакомпания Азимут» Павел Екжанов упомянул, что в распоряжении у предприятия восемь новых самолётов этой марки, похвалил персонал и пригласил первых пассажиров занять свои места на борту. Самому первому пассажиру, которым оказался Алексей Карпов из Кисловодска, от компании «Азимут» достался сертификат на бесплатный полёт на двоих. «Не ожидал, что окажусь первым, ведь я купил билеты только спустя 2–3 дня после сообщения об открытии рейса — признался Алексей. — Я наслышан о Пскове и рад, что получил возможность слетать туда за приемлемые деньги — практически по цене сидячего билета в поезде. О запуске рейса узнал из сети, стараюсь такие вещи отслеживать. Вот решил использовать свой шанс и купил недорогой билет».

Регистрация на псковский рейс начинается в 10:00, завершается в 11:20. Об этом пассажирам сообщают с помощью табло у стоек и через громкую связь.

На регистрации необходимо получить посадочный талон и обязательно обратить внимание на указанный в нём выход. С этим знанием следует отправляться к пунктам контроля (читайте указатели) перед входом в «чистую зону». Будьте готовы, что вас, возможно, ощупают и попросят снять не только подозрительно звенящий на рамке ремень, но и обувь. После пятиминутной проверки в полном распоряжении путешественников оказывается необъятный зал ожидания с сувенирными лотками и огромный фуд-корт с видом на лётное поле.

Желающие отправиться первым рейсом из Москвы в Псков, а таковых оказалось 85 человек (в том числе несколько иностранных туристов), согласно купленным билетам собрались у 14-го выхода. Здесь перед самой посадкой (она продолжается до 11:45) у пассажиров забирают талон, выданный на регистрации. На руках остаётся только небольшой купон с указанием места и фамилии. Например, место с координатами 12 °F в моём случае означало эконом-класс немного дальше середины салона с посадкой у иллюминатора. В самолёт пассажиры попадают через небольшой закрытый рукав.

На борту 20 рядов кресел: по два с левой стороны и по три с правой. В начале салона несколько мест для пассажиров бизнес-класса. Их, в частности, отличает более просторный шаг кресел. Подозреваю, что здесь также меньше слышен шум от работающих двигателей.

Моё место располагалось над крылом, а значит в непосредственной близости от турбин. Если вы не выносите надоедливые и достаточно громкие звуки, учитывайте этот момент.

Авиакомпания «Азимут» предлагает пассажирам псковско-московских рейсов сразу несколько тарифов. «Лёгкий» — самый дешевый, но не предполагает возможность взять багаж (только ручная кладь до 10 кг) и вернуть билет. Тариф «Выгодный» включает одно место багажа до 23 кг на каждого пассажира, вернуть билет также нельзя. В тарифе «Оптимальный» — багаж до 23 кг, билет можно вернуть только до вылета. Тариф «Свободный» включает всё то же самое, но билет можно вернуть до и после вылета. «Комфорт» предусматривает два места багажа на пассажира — по 23 кг каждое, вернуть билет можно в любое время. Дети до 12 лет пользуются льготами до 50%.

Ручную кладь в самолёте предлагается размещать на закрытых полках или под креслом соседа спереди, проход, разумеется, должен быть свободен. Первых пассажиров на борту приветствовали две бортпроводницы Ольга и Екатерина. Затем последовал обязательный инструктаж о запасных выходах, кислородных масках и надувных трапах. Командир воздушного судна сообщил, что полёт из Москвы в Псков займёт один час и пять минут и пройдёт на высоте 9,5 тысяч метров.

Рулёжная дорожка, взлётно-посадочная полоса и вот уже Москва под брюхом оранжево-белого лайнера превращается в разноцветные неровные прямоугольники.

Телефоны во время полёта рекомендуется перевести в авиарежим, поэтому заранее побеспокойтесь о книге или плеере. Если ничего этого у вас при себе нет, можно полистать красочный журнал о путешествиях, который каждому пассажиру предлагает компания «Азимут».

Питание на борту самолёта оплачивается отдельно, но в середине полёта стюардессы предлагают пассажирам напитки: несколько видов лимонада и воду. И это очень кстати, поскольку из-за сухого воздуха во рту быстро пересыхает.

На взлёт-посадку запаситесь леденцами, здесь их не выдают. Час с небольшим — и мы приземлились в Пскове, хотя, кажется, только разгуливали по «Внуково».

В гражданской авиации есть красивая традиция встречать первый прилетевший лайнер нового регулярного рейса водяной аркой. Арку для Superjet 100 обеспечили два пожарных автомобиля. Выглядело эффектно.

В Пскове на аэродроме «Кресты» прибытия первого рейса ожидали не только все сотрудники аэропорта, которые, полагаю, соскучились по регулярным пассажирским бортам, но и Губернатор Михаил Ведерников, его заместитель Александр Кузнецов, курирующий транспорт, представители компании «Псковавиа».

Сразу после приземления первого рейса в здании аэропорта прошло рабочее совещание, в рамках которого Михаил Ведерников заявил, что новый маршрут станет импульсом для развития региона, предложил турфирмам рассмотреть возможность покупки индивидуальных и групповых билетов через заявки в информационно-туристическом центре и озвучил инициативу по открытию летом 2019 года сезонных авиарейсов. «Азимут», в свою очередь, пообещал региону серьёзные перспективы и расширение маршрутной сети.

Сегодня же в 16:00 первым самолётом из псковского аэропорта в Москву улетели 76 человек. В числе пассажиров был и Михаил Ведерников, который отправился в командировку. Глава региона примет участие в пленарном заседании международного форума «Российская энергетическая неделя».

Есть и ещё одно нововведение: во избежание недоразумений с такси пассажиры самолёта «Псков — Москва» после прибытия смогут воспользоваться аэроэкспрессом с удобным маршрутом по основным городским улицам и автобусом № 4, расписание которого уже скорректировано. Pskov.ru