Госземнадзор за 2019 год выявил более 1000 нарушений требований земельного законодательства на территории региона.

Отделом государственного земельного надзора Управления Росреестра по Псковской области в 2019 году проведено 1657 проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, 582 административных обследований объектов земельных отношений. В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлено 1186 нарушений обязательных требований законодательства РФ, выдано 861 предписание об устранении выявленных нарушений, возбуждено 673 дела об административном правонарушении, привлечено к административной ответственности 561 лицо, устранено 459 нарушений. Сумма наложенных штрафов составила 5 585 000 рублей. Проверочные мероприятия в 2019 году осуществлены в отношении 1618 физических и 37 юридических лиц.

Руководитель Управления Росреестра по Псковской области Олеся Ребеко:
«Проверки соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц в 2019 году осуществлялись с применением риск-ориентированного подхода. Суть данного подхода заключается в том, чтобы усилить контроль в зонах повышенного риска, и снизить либо вообще снять контроль в зонах умеренного и низкого рисков. Это позволяет своевременно применять меры там, где это необходимо, и в значительной мере экономить ресурсы».

Наиболее часто встречающиеся в деятельности подконтрольных субъектов являются следующие нарушения.
1. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Зачастую указанное нарушение совершается в ходе изменения фактических границ земельного участка, в результате которого увеличивается площадь участка за счет смежных земельных участков или земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют сведениям, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), особенно при строительстве объектов капитального строительства и ограждения.
В случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ используемого земельного участка, рекомендуем обратиться к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ.

2. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного и иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
В целях недопущения подобной ситуации необходимо своевременно приступать к использованию земельного участка.

3. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
На территории муниципальных образований утверждены Правила землепользования и застройки, которыми установлены территориальные зоны. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
При этом необходимо обратить внимание, что в соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования.